Urban Forum Kazakhstan
Функциональный город и его ответ на пандемию COVID-19
Перевод статьи глобального директора Всемирного банка Самеха Вахба и мэра Хельсинки Яна Вапаавуори о концепции функционального города
Самех Вахба, глобальный директор Всемирного банка по практикам городского управления, и мэр города Хельсинки Ян Вапаавуори написали статью о концепции функционального города и о том, как он справляется с пандемией коронавирусной инфекции. Мы приводим ее основные моменты.
COVID-19 одновременно стал как испытанием для систем здравоохранения, так и социальным и экономическим кризисом. Он ставит ребром вопрос: хорошо ли города планируются и управляются. Он демонстрирует насколько они способны продолжать функционировать, особенно в условиях кризиса.

В обычное время есть разные индикаторы, по которым города соревнуются между собой – комфортность, конкурентоспособность или устойчивость. Но при любых обстоятельствах, особенно во время кризиса, города должны в первую очередь хорошо работать для своих жителей.

Функциональный город означает, что его системы управления и предоставления услуг работают без перебоев, эффективно и по всем параметрам, как в богатых, так и в бедных районах. В нем прилагают усилия, чтобы создать экономические возможности для людей и предприятий, вовлекают горожан и сообщества, а также принимают решения, которые создают жителям удобные и приятные условия.
Хороший пример – Хельсинки
В столице Финляндии проживает 650 000 человек, и она находится в центре динамичного столичного региона с 1,5 миллионами жителей, что составляет более четверти населения всей страны и отвечает за почти 40% ее ВВП.

В 2017 году в новой городской стратегии Хельсинки сделал своей целью стать самым функциональным городом в мире, предлагая наилучшие условия для горожан, бизнесов и туристов. Функциональность в Хельсинки делает акцент на равные возможности для всех. Это включает в себя способность жить, работать, развлекаться и самовыражаться в безопасной среде. Очень важно образование – город известен не только тем, что его школы входят в число лучших на Земле, но и тем, что разница между школами в богатых и бедных районах невелика.

Каждое принимаемое решение проверяется по трем параметрам – функциональность, безопасность и открытость. Такой подход приводит к высокому уровню доверия между гражданами и местными органами власти, что, в свою очередь, помогает администрации города быть более эффективной во время кризиса.

Понятие функциональности в Хельсинки базируется на трех компонентах. Во-первых, «умный город», в котором основой эффективного предоставления услуг являются цифровые технологии и инновации. Второй компонент – это инклюзивный город, в котором для выработки решений, определения приоритетов по вопросам бюджета и инвестиций обязательно участие сообществ. В-третьих, устойчивый город, нацеленный на достижение углеродной нейтральности к 2035 году при одновременном укреплении энергетической безопасности, повышении мобильности и улучшении качества жизни.

Экономика Хельсинки, как и в других городах развитых стран, во многом основана на услугах и креативной экономике. Они предполагают взаимодействие людей и передачу знаний. Пандемия COVID-19 замедлила творческие индустрии, арт-сцену и путешествия, мероприятия и мир стартапов. Кроме того, нехватка общения с другими в городской среде, отмена мероприятий и все остальное сказывается на ментальном здоровье людей.
Города не в состоянии полностью разрешить весь комплекс проблем, вызванных нынешним кризисом, однако подходы функционального города позволяют намного лучше справляться с ними. Каким был ответ Хельсинки?

В Финляндии за реализацию ограничительных мер и повседневное управление кризисной ситуацией отвечают сами города. Хельсинки был особенно успешен, активно использовал свои национальные и международные связи для сотрудничества между городами. С самого начала главной заботой мэрии были социальные последствия карантина, включая бытовое насилие.

Школы были закрыты с 18 марта, но садики и начальные классы продолжали работать. Чтобы поддерживать качество школьного образования, город использовал свои цифровые платформы для развертывания онлайн-классов для учащихся. Город также разработал цифровые культурные услуги для населения, чтобы поддержать городскую жизнь и снизить воздействия на ментальное здоровье из-за социального дистанцирования и изоляции.
Изображение Tapio Haajaс сайта Pixabay
Город был особенно внимателен к уязвимым группам, особенно к пожилым людям, более подверженным риску заражения. Объединившись с неправительственными организациями и церковью, город сделал так, чтобы каждый пожилой житель старше 70 лет мог получать индивидуальные услуги, в том числе помощь в приобретении продуктов питания или лекарств.

Чтобы поддержать творческие индустрии, власти Хельсинки на три месяца отменила оплату аренды креативным предпринимателям, которые снимают помещения, находящиеся в муниципальной собственности (мэрия контролирует около двух третей земли в Хельсинки).

Специальная оперативная группа собирает данные с различных цифровых платформ и анализирует сценарии для принятия более информированных и качественных решений. Мэр руководит специальной координационной группой, которая встречается ежедневно с 1 марта, чтобы отслеживать работу систем кризисного управления, готовиться к этапу восстановления и принимать быстрые решения. Мэр ежедневно в прямом эфире делает обращения к гражданам и сотрудникам администрации. Город перевел часть штата госслужащих с второстепенных на более важные функции для поддержания высокой эффективности социальных и медицинских служб в период кризиса.

В целом, усилия города дают результаты в плане сокращения числа инфицированных, поддержания хорошего уровня медицинского обслуживания, предоставления качественных госуслуг, наличия хороших каналов связи с жителями и сплоченного общественного духа, так как люди положительно и ответственно реагируют на ограничения. Все это стало возможным благодаря доверительным отношениям между местными органами власти и гражданами.
Мир будет совсем другим после COVID-19. Хотя вопросы общественного здравоохранения по-прежнему остаются на первом плане, города уже начинают движение к восстановлению. Каждый сделанный сейчас шаг помогает строить мир после пандемии. Успех городов зависит от их способности предвидеть глобальные тренды и трансформации. Государства берут на себя ведущую роль в разработке экономических стимулов, но именно городам предстоит обеспечить наше возвращение к «новой нормальности».

Мы твердо верим, что процессы урбанизации не прекратятся из-за кризиса. Города будут продолжать притягивать к себе инновации и людей, творчество и капитал. Люди всегда будут нуждаться в сообществе и друг в друге. Цифровизация предложит решения, которые сделают глобальное сообщество городов еще более взаимосвязанными.

Актуальные глобальные проблемы этого столетия - кризис беженцев, изменение климата или пандемии – подталкивают города к тому, чтобы местные органы власти играли все более значимую роль по вопросам, которые традиционно входили в компетенцию национальных правительств. Так или иначе, похоже, что век городов продолжается.