Оптимизация маршрутной сети
материал специалиста по транспорту Нурсултана Марата
Наш новый автор, специалист по транспорту Нурсултан Марат, запускает цикл публикаций о проблемах общественного транспорта в городах Казахстана на примере Алматы.
В Алматы, как и в других городах страны, маршрутная сеть общественного транспорта развивалась стихийно, без проведения необходимой аналитической работы.

С одной стороны, это было обусловлено низкой технической оснащенностью - не было ни соответствующего программного обеспечения, ни экспертов и организаций для решения этой задачи.

С другой стороны, имелось и общее непонимание вектора развития транспортной политики, особенно в свете взаимодействия города и агломерации и связанных с этим миграционных процессов.

Сегодня ситуация с общественным транспортом в Алматы требует решительных действий, и одним из важных шагов является оптимизация маршрутной сети.
Что это даст?
  1. Удовлетворит спрос населения на пассажирские перевозки
  2. Стимулирует использование устойчивого общественного транспорта
  3. Улучшит качество воздуха, сократив количество личного транспорта
  4. Интегрирует различные системы общественного транспорта между собой
  5. Сделает дорожное движение более безопасным
  6. Повысит транспортную доступность новых объектов и районов
  7. Улучшит условия для движения общественного транспорта
  8. Существенно снизит бюджетные затраты на пассажирские перевозки
Для решения проблем общественного транспорта в городе разрабатываются и утверждаются различные документы - например, Генеральный план города, Комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД), Комплексная схема общественного транспорта (КСОТ) и т.д.

По заказу акимата Алматы только с начала 2010-х годов было подготовлено шесть документов по развитию общественного транспорта зарубежными и отечественными организациями. Лишь некоторые из рекомендаций были реализованы.
Одной из ключевых целей во всех этих документах была оптимизация маршрутной сети. В чем заключается суть этой работы

  • Оценка существующей маршрутной сети
  • Проведение транспортных обследований и опроса населения
  • Понимание развития дорожно-транспортной сети и застройки в масштабе города и агломерации, определение будущих мест притяжения
  • Разработка сценариев развития маршрутной сети, т.е. моделей развития
  • Сравнение сценариев между собой и с существующим положением
  • Выбор оптимального сценария развития
  • Оценка транспортной инфраструктуры на соответствие выбранной модели развития
  • Подготовка рекомендаций
Марат Нурсултан Кайратулы – эксперт в сфере общественного транспорта, транспортного планирования, безопасности дорожного движения и транспортной инфраструктуры. Имеет опыт в организации общественного транспорта, проектировании транспортных сооружений и академическую степень «магистр наук по специальности – транспортное строительство»