Разделенные горожане
материал Алены Тишкиной
Урбанисты, социологи, антропологи и представители местной власти по всему миру задаются вопросом, почему благоустройство городской среды срабатывает не всегда, почему не везде жители принимают предложенный им сценарий общего пространства, почему происходят акты вандализма и что делает место безопасным.
Принадлежность к месту
Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к исследованиям, описанным в книге «Среда обитания» Колина Элларда, в которой он рассуждает о том как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. На протяжении всего повествования красной нитью проходит мысль об общности и идее принадлежности к месту.

Так, например, в 1969 году социальный психолог Филип Зимбардо провел эксперимент: сначала он решил оставил свою машину в Бронксе, неблагополучном районе Нью-Йорка. Перед этим с машины сняли все опознавательные знаки и подняли капот, из-за чего машина стала походить на заброшенную. Акты вандализма начались почти сразу же после того, как из поля зрения пропали ассистенты Зимбардо, которые должны были наблюдать за машиной. После точно таких манипуляций в Пало-Альто, благополучном районе Калифорнии, машина осталась нетронутой.

Зимбардо интерпретировал эти результаты как свидетельство различий в том, как люди, проживающие в двух разных населенных пунктах, ощущают свою принадлежность к местному сообществу и воспринимают идею взаимопомощи. Подобно пустырям или бесхозным помещениям, улицы Бронкса не рассматривались местными жителями как часть общего пространства, принадлежащего им на условиях, что они будут внимательно и заботливо относиться к нему.
Теория «разбитых окон»
Говоря про чувство безопасности и причастности, нельзя не упомянуть теорию «разбитых окон». Ее смысл заключается в том, что даже маленькое граффити, разбитое окно, или брошенная мимо урны бумажка влияют на общий уровень социальной ответственности в выбранном месте и восприятия общественной безопасности в этом месте.

Эта теория напрямую связана не только с чистотой района, но и с уровнем преступности и вандализма. Будут люди, которые будут нарушать закон при любых условиях, и наоборот – люди, которые никогда этого не будут делать, но большинство представителей любого общества составляют люди «колеблющиеся»: если нарушают все, то и я тоже; не нарушает никто – тогда и я не буду.

Чтобы «не нарушал никто», нужен комплексный подход к работе со средой, ее жителями и пользователями, создание таких условий, чтобы возможность нарушения порядка была бы неприемлемым вариантом поведения для человека.
Эффект наблюдателя
Как правило, используемая городская улица безопасна. Пустынная городская улица, как правило, – зона риска. Но почему?

Согласитесь, намного интереснее наблюдать за оживленной улицей, чем за улицей, на которой мало людей. Это называется эффектом наблюдателя. Местные жители охотнее наблюдают за улицей, которой пользуются люди, тем самым создавая дополнительный контроль за улицей, не давая шанса проявлениям вандализма. Наблюдение за улицей легче при сомасштабной человеку высотности зданий, активных первых этажах, плотным и постоянным потоком людей на протяжении всего дня, что делает эти улицы более безопасными.

Данный феномен хорошо описан в культовой книге Джейн Джекобс «Смерть и жизнь больших американских городов».
И что нам теперь делать?
Во-первых, перестать дискриминировать людей только за то, что они приезжают в город из других мест или проживают в неблагополучном районе. В сообществах «защитников Алматы» часто можно встретить комментарии жителей центральной части города с призывами ограничить въезд жителей пригородов и даже микрорайонов. Стигматизация «неместных» также часто присутствует в полицейских хрониках и статистике, когда специально выделяют процент правонарушений которые были совершены приезжими. Легко создать образ «чужого», скинуть вину на коллективного неизвестного, сложнее – попытаться найти настоящую причину и начать решать проблему.

Во-вторых, нужно перестать делать точечные изменения «сверху вниз», без вовлечения жителей. Новая типовая детская площадка не сделает район благополучнее, если в нем отсутствует базовая инфраструктура – например, освещение, безопасные пешеходные пути, безбарьерность, комфортный транспорт и т.д. Чем качественнее устроена среда, тем меньше возможностей и предпосылок остается для вандализма.

В-третьих, необходимо подходить к проблемам комплексно и увеличивать роль городских сообществ в принятии решений. Самим же жителям тоже важно преодолеть скептицизм и недоверие, участвовать в дискуссиях, создавать сообщества на основе взаимопонимания и взаимной поддержки, совместно прилагать усилия для улучшения качества жизни в своих районах. Участие сообществ на этапе планирования проектов повышает чувство общности и принадлежности к месту, снижая потенциал вандализма.
Матриал подготовлен Аленой Тишкиной
Изображения: Pexels