Блог Urban Forum Kazakhstan
Мэр Парижа Анн Идальго: «Будущее городов более не зависит от автомобилей»
Перевод интервью Financial Times с мэром Парижа Анн Идальго
Фотограф: Viviana Ceballos: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/3341574/
В середине марта вышло интервью Financial Times с мэром Парижа Анн Идальго, которая – первой из женщин – впервые заняла этот пост в 2014 году, и была переизбрана в 2020 году. Предлагаем вашему вниманию выдержки из интервью.

Противники Идальго говорят, что она «портит город», а сторонники приветствуют ее ставку на велосипеды, озеленение и соцжилье.
Северный Париж когда-то был известен лишь железнодорожными станциями, наркоманами и лагерями для беженцев. Анн Идальго сейчас ведет тут масштабные строительные работы. Стоя перед четырехполосной улицей, забитой автомобильной пробкой, она рассказывает о своих планах уменьшить количество машин, расширить тротуары, высадить деревья и дать приоритет велодвижению.

Мэр Парижа возглавляет одну из самых амбициозных глобальных инициатив по снижению автомобилизации – концепцию Пятнадцатиминутного города. Идея состоит в том, что новые решения в сфере транспорта, жилищного строительства, создания рабочих мест и общественных пространств помогут жителям обходиться без долгих и вредных для окружающей среды ежедневных поездок. По данным аналитической компании Inrix, Париж является вторым по загруженности городом в Европе после Лондона. Но уже сегодня на многих бульварах теперь можно увидеть постоянный поток велосипедистов.

Парижане, раньше любившие ездить по городу на автомобиле, возмущены. Они обвиняют Идальго в том, что она сделала жизнь в столице более сложной и менее приятной. Ученый Карлос Морено, автор концепции 15-минутного города, связывает критику с тем, что более обеспеченные слои не хотят отдавать общественное пространство менее успешным горожанам. «Многие эти люди консервативны», добавляет Идальго. «Они не хотят перемен, потому что они и так живут хорошо, у них есть большие квартиры и дома за городом. Они не разделяют жизнь парижанина из среднего класса».
Фотограф: Timea Kadar
Один из ее самых смелых шагов – закрыть в 2020 году для автомобилей Риволи, главную улицу в центре Парижа с модными магазинами, роскошными отелями и музеями. «Моя команда смотрела на меня, как на сумасшедшую – на носу были выборы». Критики говорят, что это решение ударило по бизнесу, но мэр Идальго настаивает, что это не так.

Население Парижа сократилось примерно на 75,000 человек с 2014 по 2020 год. Даже если это частично связано с пандемией, мало кому это покажется признаком процветающего города. Но Идальго настаивает, что «Париж не пустеет. Париж был очень плотным. Мы разуплотняем город», говорит она, связывая сокращение населения с высокими ценами на недвижимость и уровнем разводов.

Она призывает людей думать не только о двухмиллионном Париже, которым она управляет, но и о «Большом Париже», обширных пригородах с населением в 7 млн человек, которые должны быть соединены метрополитеном. «Мы не можем продолжать строительство внутри города. Нужно открыть дорогу развитию Большого Парижа».

«Критики говорят, что люди уезжают, потому что не могут проехать на машине через центр города. Это чушь. На самом деле людям нужно более дешевое жилье, чтобы остаться жить в Париже. Будущее городов более не зависит от автомобилей, как в 20 веке», говорит Идальго. Ее цель — к 2026 году увеличить долю социального жилья примерно с 25% до 40%. Только в этом году это будет стоить городу около 200 млн евро, включая покупку бывших офисных зданий и превращение их в жилье.

Идальго также работает над очисткой Сены, включая подключение к канализации 35 000 домов в Большом Париже, которые ранее сбрасывали сточные воды прямо в реку, и строительство новой инфраструктуры, чтобы канализационные стоки не попадали в Сену во время наводнений. Идальго хочет придать реке статус юридического лица, чтобы можно было принять юридические меры против тех, кто ее загрязняет.

Еще одна проблема — электрические скутеры. В прошлом году 3 человека погибли в авариях с участием скутеров и подобных устройств. 2 апреля Идальго проводит голосование по вопросу о том, следует ли запретить компании по аренде скутеров. «Мы вели переговоры с операторами, вводили ограничения, но теперь подошли к точке, когда должно быть принято какое-то окончательное решение».
Фотограф: Laura Stanley
Проведение голосования является ответом критикам, которые говорят, что ее изменения проводились «сверху вниз». «Думаю, люди проголосуют за запрет, но я могу ошибаться. 2 апреля станет демократической вехой, чем-то, чего мы никогда раньше не делали. Это будет в первый, но не в последний раз. Каждый год мы сможем что-то выносить на референдум», говорит Идальго.

Не имея возможности выжать больше денег из центрального правительства, она подняла налог на недвижимость, что вновь вызвало критику со стороны консерваторов. Реформы Идальго вызвали и продолжают вызывать столько споров, что даже ее союзники не уверены, сможет ли она выиграть выборы в 2026 году. Сама Идальго говорит, что еще не решила, будет ли баллотироваться. К 2026 году, несмотря на все свои амбиции, Париж вряд ли догонит Амстердам по уровню велосипедизации или Вену по объему соцжилья. Станет ли он когда-нибудь 15-минутным городом, вероятно, зависит не только от Анн Идальго, но и от следующих градоначальников.
Все изображения: Pexels