Транспортные проекты и инициативы в г. Алматы. Процесс принятия решений и информационное сопровождение
круглый стол
Участники
18 декабря 2019 года в Алматы прошел круглый стол «Транспортные проекты и инициативы в г. Алматы. Процесс принятия решений и информационное сопровождение».
Как развивается транспортная система Алматы? Эксперты поделились видением и мнениями о ключевых транспортных кейсах Алматы и об актуальных задачах транспортного планирования в целом: Vision Zero, реализованном на 30% проекте БРТ, состоянии проекта LRT, судьбе сервиса Almaty Bike и недавней новости о принятии решения о праве проезда по выделенным полосам, был представлен опыт городов Украины по разработке транспортных стратегий и использовании транспортных моделей, а также особенности опыта ЕБРР в сфере транспортных проектов.
Серьезные изменения в городе Алматы произошли с момента запуска проекта ПРООН - ГЭФ «Устойчивый транспорт г. Алматы» в 2011 году. За это время произошло много изменений как в юридической сфере, так и в реализации проектов на улицах Алматы. Было получено много положительных и отрицательных отзывов, связанных с реализацией и информационным сопровождением проектов. Инициативы последних пяти месяцев заставляют нас задуматься о том, не будет ли потеряно наследие и работа последних 5-6 лет в области устойчивой городской мобильности и есть ли возможности для движения вперед или же мы должны пока остановится на достигнутом и пересмотреть свои подходы к реализации проектов.
Роман Барабанов, специалист по транспорту Urban Forum Kazakhstan
Спикерами выступили эксперт Urban Forum Kazakhstan Роман Барабанов, эксперт транспортного холдинга Алматы Нурсултан Маратов, об опыте городов Украины в решении транспортных вопросов рассказала независимый эксперт Елена Чернышова, Елена Ерзакович поделилась опытом вовлечения экспертов в разработку и принятие транспортных проектов, Алексей Тимченко из Европейского банка реконструкции и развития рассказал о том, как принимаются решения о финансировании масштабных транспортных проектов.
Сейчас существует 4 вида информирования жителей о смене маршрутов: объявление остановок в салоне, информирование о движении транспорта через веб-приложение, электронные табло и схемы на остановках. В приложениях – CityBus и Онай люди могут отслеживать передвижения всех автобусов и троллейбусов. Электронные табло ведется обсуждение финансирования. Сейчас всего 8 табло в городе: на линии БРТ их 7 и одно табло находится на пересечении Абая-Байтурсынова. У нас есть автоматизированная система диспетчерского управления, которая все интегрирует и можно увидеть, через какое время автобус приедет на остановку. Карт-схемы на остановках на них можно увидеть, где вы находитесь и есть qr-коды, помогающие с помощью приложений CityBus, Онай или Google Maps увидеть, где вы находитесь, какие маршруты проезжают. Сейчас есть проблемы, потому что карт-схемы рисуются вручную дизайнерами, они рисуют, а изменения по маршрутам происходят каждый месяц. За 2019 год у нас в маршрутах было внесено 87 изменений, 12 новых маршрутов появилось. Поэтому некоторые карт-схемы могут быть неактуальным.
Нурсултан Маратов, Транспортный холдинг Алматы
В ходе дискуссии были затронуты фундаментальные проблемы: подготовка новых специалистов и система выплат перевозчикам. Эксперты сошлись в том, что существующая система выплат компаниям-перевозчикам, учитывающая перевезенных пассажиров, отрицательно сказывается на качестве сервиса и представляет определенные риски при долгосрочном планировании как деятельности предприятий, так и всей транспортной системы города в целом, в том числе это является риском и при получении кредитов.
Представитель Европейского Банка Реконструкции и Развития и эксперт в области общественного транспорта Ризван Цинаев согласились, что сейчас на национальном уровне необходимо обсуждать вопрос о внедрении оплаты за выполненную работу по принципу «bus километр», т.е когда деньги перечисляются только за пройденное автобусом расстояние за определенный период времени. Что касается подготовки специалистов и привлечения новых кадров, специалисты отметили их нехватку в профильных организациях, а местные специалисты либо уже достигают пенсионного возраста либо переезжают в Российскую Федерацию, эксперты также посетовали на отсутствие инициативы со стороны местных университетов в проведении и организации исследований в области городских транспортных систем.
Подводя итоги круглого стола, можно сказать, что прогресс транспортных проектов г. Алматы заметен и на международном уровне, однако необходимость следования заложенному раннее курсу по развитию устойчивых видов транспорта формирует новые вызовы по совершенствованию научной и законодательной базы, а также обуславливает создание новых правил по вовлечению горожан и экспертного сообщества в процесс принятия решений в области транспортных проектов г. Алматы и проработку разных сценариев проектов с использованием транспортного моделирования.

По итогам работы круглого стола Urban Forum Kazakhstan выпустит аналитический документ с рекомендациями.
Презентации спикеров
Круглый стол организован при поддержке Фонда Сорос-Казахстан