Как в Караганде был реализован проект «Безопасный путь в школу»
материал Азизы Таласпаевой
Пять месяцев – с ноября 2022 года по март 2023 года – в карагандинском районе Федоровка шла работа над проектом «Безопасный путь в школу: Караганда». Проект с вовлечением детей был направлен на изучение школьных маршрутов и разработку рекомендаций по обеспечению дорожной и пешеходной безопасности на участках в радиусе 500 метров от двух школ района – школ №44 и №64. Основой для разработки рекомендаций послужили два документа – Международная концепция уменьшения смертей и травматизма на автомобильных дорогах "Vision Zero" и четвертое Руководство CAREC по инженерному обеспечению безопасности дорожного движения «Безопасность пешеходов». Проект общественного фонда Urban Forum Kazakhstan осуществлялся в партнерстве с Восточным Альянсом за Безопасный и Устойчивый Транспорт (EASST). До этого подобные проекты по повышению безопасности школьных маршрутов были реализованы (ссылка на проекты) в Алматы, Атырау и Усть-Каменогорске.

Менеджер проекта «Безопасный путь в школу: Караганда» Азиза Таласпаева подготовила для нашего блога материал о том, в чем заключалась работа по изучению территории двух соседних школ района Федоровка, какой вклад смогли внести ученики в исследовательскую работу и какие изменения помогут значительно повысить безопасность каждого детского маршрута в этом районе.
Для реализации проекта в Караганде был выбран район Федоровка. Это один из самых старых районов города, который развивался с 30-х годов прошлого века. В южной части района находится первая формировочная грузовая железнодорожная станция Караганды – «Караганозек», которую в городе также называют Большая Михайловка. Мы изучили, с какими трудностями сталкиваются школьники на своем пути в школу и обратно, вместе с учащимися мы анализировали улицы в радиусе 500 метров от школ и разрабатывали решения, которые сделают ежедневные маршруты детей более безопасными и комфортными. Также одной из целей проекта была реализация предложенных решений вместе с акиматом города и учет рекомендаций в ряде других районов.
Как шла работа над проектом
Проект состоял из четырех этапов:
1. Самостоятельное исследование территории вокруг школ;
2. Цикл занятий по дорожной безопасности и исследование участков с вовлечением детей;
3. Анализ собранной информации;
4. Разработка приложений.
Почему так важно работать над повышением дорожной безопасности в Казахстане
В стране сохраняется печальная статистика смертности в результате ДТП: ежегодно на дорогах Казахстана гибнет более двух тысяч человек, а более 19 тысяч получают различные травмы. Главная причина детской смертности в возрасте до 18 лет в Казахстане – это смерть в ДТП. Если сопоставить количество погибших в ДТП детей за год с общим количеством погибших в ДТП, можно убедиться, что примерно 10% от общего количества жертв – это дети.

Почему дети настолько уязвимы на дорогах?
  • У детей еще не сформирована сложная сенсомоторная реакция – то есть реакция в ситуациях, к которым человек не подготовлен заранее, и в которых он должен сделать выбор нужного ответа из ряда возможных. Сенсомоторная реакция формируется у человека до возраста 21-25 лет. Из за того, что сенсомоторная реакция детского организма не сформирована, дети зачастую могут реагировать на опасности неадекватно: например, видеть, что на них на пешеходном переходе несется автомобиль и побежать ему навстречу или побежать назад, замереть.
  • Угол обзора пространства у ребенка намного ниже. Ребенок физически меньше, чем взрослый, у него нет возможности видеть пространство и перспективу дороги. Дети при переходе дороги видят пространство на уровне бамперов, кроме того, их также могут не заметить водители. Зачастую дети попадают в слепую зону движущегося автомобиля.
  • При столкновении ребенка с транспортным средством удар приходится на все жизненно важные органы сразу.
  • Водители зачастую не используют специальные автокресла при перевозке детей.
  • Дети до 10 лет обычно плохо разбираются в знаках дорожного движения, их понимание правил дорожного движения носит фрагментарный характер.
  • Дорожная инфраструктура Республики Казахстан не учитывает особенности восприятия мира ребенка. Проектируемая среда ориентируется на потребности взрослых людей, преимущественно мужчин-автомобилистов, не учитывая потребности пешеходов, маломобильных людей или уязвимых участников дорожного движения, таких как дети-пешеходы.

Дети являются самыми уязвимыми участниками дорожного движения, поэтому очень важно, чтобы они могли безошибочно ориентироваться в пространстве, а траектории детских пеших маршрутов и районы школ были наиболее продуманными с точки зрения дорожной безопасности. По данным руководства CAREC по инженерному обеспечению безопасности дорожного движения «Безопасность пешеходов» от 2021 года, дети в два раза чаще попадают в ДТП по дороге из школы домой, чем по дороге в школу.
Почему мы выбрали для проекта школы Федоровки?

Если посмотреть на карту города, то можно заметить, что железная дорога является осью Караганды. Выбирая школу, мы искали учебное заведение близ железной дороги и путей, которые бы пересекали дети на своем пути к школе. По центру Федоровки проходит многопутная железнодорожная магистраль и там же находится грузовая формировочная станция Караганозек. Школы № 44 и №64 расположены близко к железной дороге, и многие учащиеся ежедневно переходят участок железной дороги. Часто дети перебегают пути по несанкционированному для перехода настилу через 10 ж/д путей, ежедневно рискуя жизнью. Для сравнения: расстояние в 10 ж/д путей шире, чем проспект Республики в Астане, проспект Абая в Алматы или проспект Бухар Жырау в Караганде. До ближайшего переезда со светофором достаточно далеко, поэтому часто дети выбирают этот опасный маршрут.

Также к 44-й и 64-й школам прилегает улица Вагонная – главная улица района, по которой разрешено движение грузовых транспортных средств. По нашим подсчетам, доля грузовых транспортных средств и автобусов составляет половину от всех транспортных средств общего транспортного потока, который проезжает по Вагонной перед школами. Это объясняется там, что в Федоровке расположен международный логистический центр, крупный оператор грузоперевозок региона, здесь базируются различные производства: Карагандинский котельный завод, карагандинская мебельная фабрика, предприятия, которые производят шахтное оборудование и другие объекты производства. Также на Недоростком Водохранилище находится месторождение песка, которое вывозится в город для посылки от наледи в зимний период.
Школа №44

Школа № 44 на улице Учебной – одна из старейших в городе – была построена в 1948 году. В январе 2023 года, когда мы уже начали работу над проектом, школу признали аварийной, а детей, которые там учатся, перевели в соседнюю 64-ю школу. При этом исследование 500 метров в радиусе школы №44 не потеряло актуальность: здесь будет построена новая школа или же реконструирована старая.

Мы провели картирование маршрутов к школе с учениками 7 «А» класса: на карте дети отмечали свой путь из школы до дома и все трудности, недостатки и опасности, с которыми они встречаются. Параллельно мы провели анкетирование с учениками для детального описания опасностей на пути по маршруту «школа – дом».

Какие данные мы собрали?

Мы оцифровали все заполненные детьми данные, объединив их в одну карту, благодаря которой мы смогли увидеть отметки детей – на что они жалуются, где им не хватает светофора, где они могут столкнуться с бродячими собаками, где дети не понимают, как им правильно действовать на дороге.

У 70% опрошенных детей дом находился внутри окружности 500 метров от школы. Остальные учащиеся ежедневно преодолевают разные расстояния: до 1-2 километров.

Какие главные изъяны инфраструктуры в районе 44-й школы отмечают дети? Первое – отсутствие освещения. Большая части Федоровки не освещена. По этой причине в школе даже заканчивали уроки до заката, чтобы дети не возвращались домой в темноте. Вторая вещь, на которую жалуются дети, это отсутствие тротуаров, пешеходных переходов. Бродячие собаки – серьезная проблема района: пугая детей, стаи собак вынуждают школьников двигаться по проезжей части.
Школа №64

Школа №64 приняла детей из закрывшейся 44-й школы. По просьбе городского отдела образования мы провели аналогичный проект с участием учеников второй школы. Мы работали здесь с двумя классами: классом из 44-й школы, чтобы понять, как изменились их маршруты учеников после переезда в новую школу, и также с ребятами, которые изначально учились в 64-й школе. Школа №64 находится севернее 44-й школы, их радиусы в 500 метров пересекаются.
В цикле уроков было занятие картированию изучаемой территории. Новые маршруты бывших учеников 44-й школы были нанесены на карту и оцифрованы.

После закрытия школы №44 аким Карагандинской области Ермаганбет Булекпаев объявил, что для аварийной учеников должен быть обеспечен бесплатный проезд на общественном транспорте. Если до переезда в новую школу только 15% учеников пользовались общественным транспортом, то после переезда процент приезжающих на автобусах учеников вырос до 66%. При этом мы также увидели, как у ребят удлинился маршрут: если до переезда 70% учеников бывшей 44-й школы проживали внутри радиуса 500 метров вокруг школы, то после переезда в здание 64-й школы 88% оказались вне 500-метрового радиуса.

Изменились и ответы учеников о недостатках среды. В 7 «А» классе 64-й школы благодаря картированию мы получили много данных: путь каждого ученика, их отметки об изъянах и опасностях их маршрутов. Мы провели замеры расстояния до школы: внутри изучаемой окружности школы проживает меньшая часть ребят – 33%. Особенностью исследовательской группы 64-й школы являлось то, что в этом классе учились дети, которые проживали за железнодорожной магистралью. На какие изъяны улично-дорожной инфраструктуры на территории 500 метров вокруг бывшего здания 64-й школы жалуются дети? Первое – на отсутствие светофоров. Второе – ребята предлагают организовать пешеходный путепровод на Караганозеке над железной дорогой. Третье замечание – это отсутствие тротуаров, ямы, кусты, заборы, которые вынуждают ребенка-пешехода идти по проезжей часть дороги, выталкивая его. Дети из 64-й школы чаще жалуются на бродячих собак, чем респонденты 44-й школы. Также в список недостатков вошло отсутствие освещения.
Основа для разработки рекомендаций
Наши рекомендации и предложения разрабатывались на основе двух документов: концепции Vision Zero [1. Vision Zero and the New Paradigm for Road Safety - emphasizing critical lessons for infrastructure design. Авторы: Claes Tingvall, Professor Dr Med Sc Director of Traffic Safety, Swedish Road Administration Roger Johansson, Matts-Åke Belin, Anders Lie SRA. 2nd UN Stakeholders Forum on Global Road Safety in Geneva April 2007 ] и руководстве по обеспечению безопасности дорожного движения и безопасности пешеходов Азиатского банка развития.

Vision Zero
Программа Vision Zero разработана в Швеции в 1994-м году и принята на государственном уровне в 1997-м году. Благодаря своей эффективности программа получила распространение по всему миру. Vision Zero базируется не на технических принципах, а на этическом постулате о неприемлемости смертей на дорогах.

Руководство по обеспечению безопасности дорожного движения и безопасности пешеходов Азиатского банка развития
Второй документ – руководство по обеспечению безопасности дорожного движения и безопасности пешеходов Азиатского банка развития 2021 года – раскрывает физические характеристики каждой группы участников дорожного движения и аналитику по профилактике ДТП с участием детей-пешеходов на основе мировой статистики.
Итогом проекта стали два документа: отчет о ходе проекта и приложение с рекомендациями для 48 участков района Федоровка.
Документы были направлены местным исполнительным органам: полиции, акиматам – городскому и районным, отделу коммунального хозяйства автомобильных дорог и пассажирского транспорта города Караганды. Мы ожидаем, что наши предложения и рекомендации по изменениям будут включены в бюджет на следующий год. Некоторые из рекомендаций можно реализовать достаточно быстро, например, замену бетонных опор освещения на металлические или прокладку тротуаров.

Я верю, что благодаря таким проектам, как «Безопасный путь в школу», благодаря вниманию депутатов и общественности, получится раскрыть потенциал Федоровки. У района есть все, чтобы стать сильным, привлекательным районом, в котором люди будут жить, создавать свои бизнесы и работать. Сейчас районе не хватает тротуаров, освещения, но я верю, что это прекрасный район с замечательными людьми, у которого большое будущее. Я хочу сказать спасибо Роману Барабанову и Urban Forum Kazakhstan, что они запустили этот проект, а также организация EASST за его поддержку и Отделу образования города Караганда, что одобрили реализацию проекта в двух школах Федоровки.