Как улучшить качество воздуха в Алматы
Почти каждый день (и ночь) декабря практически на всей территории Алматы, включая т.н. верхние районы города, датчики фиксировали от «нездорового» до «очень опасного» уровни загрязнения воздуха (AQI), с наиболее высокими показателями PM2,5.

Многократными исследованиями доказано, что тонкодисперсные твердые частицы PM2,5 наносят наиболее сильный вред организму человека, поражая дыхательную, кровеносную и нервную системы. По оценкам ВОЗ, их воздействие является причиной преждевременной смерти 7 миллионов человек в год из-за острых и хронических заболеваний, таких как болезни сердца, инсульт, хроническая обструктивная болезнь легких, рак легких, верхних отделов желудочно-кишечного тракта и дыхательных путей, неблагоприятные исходы беременности и других. Загрязнение воздуха значительно увеличивает риск возникновения аллергии и респираторных заболеваний.
Как известно, основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в Алматы являются автотранспорт, предприятия энергетики и негазифицированный частный сектор. На смог влияет метеорологические условия, безветрие и само расположение города.
По данным акимата Алматы, 99 процентов частного сектора газифицировано, однако подключение домохозяйств к газовым сетям сдерживается отсутствием требований и стимулов со стороны городских властей. Ограничения для автотранспорта как одно из возможных решений проблемы может создать риски для функционирования городской экономики из-за отсутствия развитой системы общественного транспорта, достаточной для обслуживания потребностей горожан. Решение о переводе ТЭЦ на природный газ принято, однако строительство новой станции займет годы, в течение которых каждый день во время отопительного сезона здоровье жителей Алматы будет продолжать быть под угрозой.
Городу необходимо принимать срочные меры для защиты населения от воздействия грязного воздуха. Это прямая ответственность местной исполнительной власти перед гражданами и должно быть первоочередной задачей для администрации.
Первоочередной мерой должно стать публичное политическое признание критического уровня загрязнения как непосредственной угрозы для горожан. Следует своевременно информировать всех жителей о критическом уровне концентрации вредных веществ в воздухе через массовую SMS-рассылку, аналогичную оповещениям о чрезвычайных ситуациях c рекомендациями о переводе сотрудников на удаленный режим работы и индивидуальных мерах защиты здоровья от губительного воздействия загрязненного воздуха.

Во-вторых, на время газификации ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 требуется в срочном порядке установить на действующее оборудование современные электрофильтры для более эффективного улавливания частиц – продуктов горения твердого топлива.

В-третьих, необходимо ввести полный запрет на применение твердых видов топлива в газифицированных районах, максимально облегчить бюрократические процедуры для подключения домохозяйств и разработать несколько доступных схем субсидирования приобретения и установки газового оборудования (от единовременного покрытия 50% стоимости и беспроцентной рассрочки на 20 лет до полного покрытия стоимости для социально уязвимых слоев) с целью завершения подключения в 2023 году и введения административной ответственности за использование твердого топлива с 2024 года.

В-четвертых, рассмотреть возможность постепенного перевода многоквартирных жилых домов на газовое отопление с индивидуальными приборами учета расхода топлива, а также использование энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии. Данная работа может быть начата с новых жилых объектов и постепенно, с использованием различных схем государственного субсидирования и зеленых инвестиций (green bonds), распространяться на имеющийся жилой фонд. В генеральном плане города необходимо четко обозначить границы застраиваемой территории, чтобы не допустить дальнейшего расползания города и поощрять его компактность.