Нуждается ли сектор такси в регулировании
материал Адиля Нурмакова
Страны и города по всему миру стоят перед вызовом регулирования сектора такси в условиях цифровой экономики. Сбалансированные политики должны предотвращать монополизацию рынка и решить проблему статуса платформенного работника. При этом, регулирование должно быть достаточно гибким, чтобы стимулировать инновации и рост в отрасли.

Исследования указывают, что города, которые вводят запрет агрегаторов для защиты традиционных таксомоторных компаний, сталкиваются с монополизацией рынка, что приводит к ограничению доступности такси для потребителей. Прогрессивный подход предполагает более рыночные механизмы, оставляя за властями право определять требования к водителям и автомобилям, нормативы по времени на линии и т.д.

Для продвижения устойчивой городской мобильности передовые города мира также внедряют льготы и субсидирование компаний, использующих энергоэффективные и экологически чистые автомобили, вводят для сектора такси бенчмарки по сокращению выбросов и применению альтернативных видов топлива, а также по обеспечению доступности сервиса такси для маломобильных граждан.

Проблемой остается также влияние цифровых платформ на социально-экономические отношения в обществе. Агрегаторы такси создают новые экономические модели, что увеличивает занятость и рост экономики в целом, но работники часто оказываются в уязвимом положении из-за неопределенности трудовых отношений и недостаточных социальных гарантий.
Чтобы платформенная экономика не становилась синонимом «теневой», правительства по всему миру пытаются разработать эффективные подходы к социальной защите для участников рынка, в т.ч. надлежащей регистрации работников и их доходов, а также к их социальному и медицинскому страхованию.
На заре «уберизации» рынка городских перевозок остро стоял также вопрос личной безопасности пассажиров, но государственное регулирование и совершенствование бизнес-практик в самих компаниях сделала поездки на платформенных такси более безопасными, чем на традиционных такси или при поездках с обочины.

Технологичные функции отслеживания маршрута, регистрации данных о поездке, балльная система оценки и возможность подачи жалоб снизить такие риски, хотя и не исключают их полностью.

С другой стороны, считается, что для такси присущ более высокий риск попадания в дорожно-транспортные происшествия из-за усталости водителя от переработок, так как агрегаторы материально поощряют работников за максимизацию числа поездок за смену. В этом плане важно исследовать эти риски, а для их снижения регулировать количество рабочих часов, проводить дополнительное обучение водителей и т.д.

Проблемой остается также влияние цифровых платформ на социально-экономические отношения в обществе. Агрегаторы такси создают новые экономические модели, что увеличивает занятость и рост экономики в целом, но работники часто оказываются в уязвимом положении из-за неопределенности трудовых отношений и недостаточных социальных гарантий.
Источники:
Samuel R. Staley, Catherine Annis, Matthew Kell, "Regulatory Overdrive Taxi Regulations, Market Concentration and Service Availability" (2018)

Huiying Mao,Xinwei Deng, Honggang Jiang, Liang Shi, Hao Li, Liheng Tuo, Donghai Shi и Feng Guo, "Driving safety assessment for ride-hailing drivers", 2021
Изображения: Pexels