Транспортная модель
материал специалиста по транспорту Нурсултана Марата
Эксперт Urban Forum Kazakhstan Нурсултан Марат продолжает раскрывать тему оптимизации маршрутной сети города. Сегодня поговорим о транспортной модели города. Это важный аналитический инструмент, позволяющий качественно и количественно оценить перспективы развития маршрутной сети.
Что такое транспортная модель?
Это цифровая копия улично-дорожной сети города или анализируемого участка, на базе которой строится математическая модель загрузки транспортной сети. Она предназначена для моделирования транспортных потоков и составления их прогноза для улиц, дорог и маршрутов общественного транспорта, включая внеуличный (метро, монорельс, трамвай).
Для чего нужна транспортная модель?
  • Оценивать разные сценарии развития маршрутной сети
  • Прогнозировать транспортные и пассажирские потоки по улично-дорожной сети города, агломерации, области или страны в целом
  • Детально анализировать перемены в транспортных и пассажирских потоках при изменении транспортной или градостроительной инфраструктуры
  • Давать экономическую оценку предлагаемым решениям по изменению улично-дорожной сети, движению общественного транспорта и.т.д.
Сегодня в большинстве стран мира широко применяются транспортные модели для выработки и принятия решений в сфере транспортного и градостроительного планирования.

Можно описать работу транспортной модели на следующем примере:
Предположим, в городе планируется строительство новой станции метро. При наличии всех необходимых данных строится два сценария: текущий (как будет развиваться ситуация, если не принимать никаких мер) и прогнозируемый (как повлияет на ситуацию планируемое изменение).

Модель рассчитывает количество пассажиропотоков и загрузку станций, а также распределяет потоки по наиболее выгодному направлению. Например, люди пользуются личными автомобилями, но после открытия станции метро у них появится возможность сократить время пути в часы пик и затраты на проезд. В прогнозируемом сценарии они включаются в пассажиропоток метро. В итоге можно рассчитать количество ожидаемых пассажиров и срок окупаемости проекта.

Для наилучшего функционирования и достоверности модели ее нужно наполнить как можно более точными исходными данными. Среди них:

  1. Параметры улично-дорожной сети
  2. Места притяжения потоков - места работы и учебы, жилые районы и пр.
  3. Интервалы, вместимость и схемы общественного транспорта
  4. Поведенческие факторы при выборе способов и маршрутов перемещений
Марат Нурсултан Кайратулы – эксперт в сфере общественного транспорта, транспортного планирования, безопасности дорожного движения и транспортной инфраструктуры. Имеет опыт в организации общественного транспорта, проектировании транспортных сооружений и академическую степень «магистр наук по специальности – транспортное строительство»